Советы начинающим волонтерам

Обсуждение морально-нравственных аспектов благотворительной деятельности и добровольческой тематики.
Ответить
Волонтер

Почётный волонтер За вклад в КВ 5 лет в Клубе волонтеров
Руководитель Клуба волонтеров
Сообщения: 8493
Зарегистрирован: 20 фев 2008, 15:37
Награды: 3
Имя: КВ
Место жительства: Москва
Наличие автомобиля: есть

Советы начинающим волонтерам

Сообщение Волонтер »

Несколько советов начинающим добровольцам и организаторам добровольческой деятельности

В Москве и в России в целом в последние годы постепенно ширится добровольческое (волонтерское) движение. Среди волонтеров в основном молодежь, но есть и люди в возрасте, даже пенсионеры. Их объединяет то, что они на добровольной основе бесплатно выполняют различные работы в домах престарелых, детских приютах, других социальных учреждениях, где нужна их помощь, участвуют в благотворительных и иных программах.

Однако не все (это касается и тех, кто собирается включиться в добровольческое движение, и представителей некоммерческих организаций, которые пытаются привлекать к реализации своих программ добровольцев) знают, что работа волонтера, как и работа с волонтерами, имеет множество тонкостей, которые надо учитывать.

В связи с этим – несколько советов начинающим добровольцам и организаторам добровольческой деятельности от профессионалов.

ЗАЧЕМ "ПРИЗВАЛИ"?

Надо признать, что волонтерство в России пока не стало массовым движением. Оно порой даже воспринимается обществом как несколько экзотичное увлечение очень немногочисленной прослойки людей. Что греха таить: многие из нас просто не в состоянии понять, как можно тратить время на сложный и часто неблагодарный труд, бесплатно помогая совершенно чужим людям. Доходит даже до того, что те самые люди, которым волонтеры хотят чем-то помочь, настороженно относятся к этому, не слишком веря в их бескорыстие, подозревая некий подвох.

Поэтому, считает координатор фонда "Согласие" Татьяна Овечкина, каждый, кто собирается заняться волонтерским трудом, должен избавиться от иллюзий и понять, что дорога будет устлана не только розами, что его далеко не всегда будут встречать распростертыми объятьями и словами признательности.

- Я очень часто наблюдаю, как люди, которые только начинают работать в благотворительности и выбрали волонтерскую деятельность, повторяют одни и те же ошибки, – говорит Татьяна Овечкина. – Чаще всего они уверены в том, что их услуги будут с восторгом приняты в любом медицинском или социальном учреждении. Они собирают команду единомышленников и, полные энтузиазма, направляются туда, где, как им кажется, нуждаются в их услугах, – в детские дома или интернаты для инвалидов. Но, натолкнувшись на нежелание сотрудничать, на отказ администрации этих заведений, сникают, теряют запал, энтузиазм – и благие намерения в дело так и не воплощают.

Это касается не только частных лиц, но и некоммерческих организаций. Так, в благотворительном фонде "София" тоже рассказали, что и им приходилось сворачивать программы из-за недоверия к их деятельности. Руководство одного из детских домов отказалось принимать волонтеров, сославшись на то, что у тех нет медицинских справок, а без этих документов допускать чужих людей к детям – преступная халатность.

И вот здесь – стоп. Конечно, этот аргумент мог быть использован лишь для того, чтобы отказать волонтерам в доступе в социальное учреждение. Но даже при этом – отказ совершенно обоснованный. И поэтому первый совет, который дают Татьяна Овечкина и другие профессионалы новичкам, состоит в следующем: прежде всего надо четко определиться, где именно планируется использовать труд волонтеров. И только после этого идти с предложениями к руководителям социальных учреждений, согласовывать эти предложения с потребностями учреждения, выяснять, каким условиям – с точки зрения профессиональной подготовки, состояния здоровья – должны соответствовать волонтеры и как это соответствие должно быть задокументировано.

Когда есть полная ясность в перечисленных вопросах, можно и людей в ряды "призывать", и выяснять, какую работу они готовы и способны выполнять, сколько времени на нее затрачивать.

СНИМИТЕ РОЗОВЫЕ ОЧКИ

Второй совет: не надо строить "планов громадье", замахиваться на решение проблем вселенского масштаба. Даже если на ваш призыв участвовать в волонтерской деятельности откликнулось значительное количество людей, надо помнить о том, что часть из них отсеется, часть будет готова участвовать в акциях нерегулярно или регулярно, но посвящать этому немного времени. Многие волонтеры, несмотря на желание и готовность трудиться, просто по формальным показаниям не смогут выполнять те или иные работы в пользу некоторых категорий нуждающихся.

- Нередко люди приходят к нам, в волонтерскую организацию или благотворительный фонд, поддавшись эмоциональному всплеску, – говорит Татьяна Овечкина. – Например, посмотрев трогательный сюжет по телевизору о судьбах детей-беспризорников, впечатлительные люди решают "вытащить их из той грязи, в которой они оказались". Приходят "записываться в спасители", но вскоре запал проходит.

По словам Татьяны Овечкиной, очень многие начинающие волонтеры представляют свою деятельность в розовом свете. Один верит, что малышня с восторгом примет его. Другой с умилением думает о добрых дедушках и бабушках, которые, конечно, станут относиться к нему как к родному. О том, что действительность может отличаться от этих фантазий, новичков нужно предупреждать сразу. Руководитель или координатор просто обязан это сделать, иначе разочарований не избежать. Не получив предполагаемую дозу позитива, новоявленный деятель благотворительного движения придет к выводу, что "не туда попал".

Да и вообще работа волонтера кому-то покажется скучной, кому-то – не такой интересной, как это представлялось поначалу. И здесь – третий совет организаторам: нужно так планировать мероприятия, чтобы в них наряду с новичками участвовали те, кто имеет уже солидный опыт волонтерства и не зависит от настроений и разочарований, – то есть люди из "волонтерского костяка". Они и будут цементировать все волонтерское сообщество, удерживать новичков от скорых разочарований и поспешных решений.

ДЕЛО "ПО ХАРАКТЕРУ"

Конечно, новичкам рады во всех волонтерских объединениях. Даже если предполагают, что человек долго не задержится, все равно примут: отклик на порыв души должен быть благодарным.

И тут главное – определить, какой вид деятельности "подойдет" начинающему волонтеру. От того, насколько правильно он определен, зачастую зависит и то, окрепнет ли у новичка интерес к участию в добровольческом движении, и то, насколько полезно будет его участие.

Например, для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужны люди спокойные, уравновешенные. Если темперамент зашкаливает, это подчас не столько полезно, сколько вредно, ибо может вызвать раздражение у тех, с кем волонтер работает. Например, старики любят, когда их внимательно и вдумчиво слушают, тем более что в домах престарелых обычно возможностей для общения с людьми "со стороны" очень мало. Волонтер должен быть готов выслушать долгие и не всегда интересные жалобы на жизнь, здоровье.

Еще сложнее, если подопечный не может сам обслуживать себя и требует ухода. Для такой работы, считают профессионалы, лучше всего подходят люди религиозные. Их желание помогать больным и немощным – не мимолетная прихоть, оно держится на прочной духовной основе. Обычно это самые надежные волонтеры. Кроме того, в этих случаях речь идет чаще всего о людях с определенным жизненным опытом, что тоже немаловажно в работе со стариками.

Молодым же куда легче иметь дело с детьми. Малыши требуют много сил и энергии, кроме того, вообще с гораздо большим интересом встречают людей молодых. Воспитатели у них обычно зрелые женщины, и поэтому нового человека, не так уж давно вышедшего из "детского возраста", ребята принимают, что называется, на "ура".

Впрочем, практически все, кто работают с начинающими волонтерами, говорят о том, что, как бы ни складывалась ситуация, от человека требуется только большое желание участвовать в этом движении. А применение силам всегда найдется.
Ответить