Вчера была замечательная группа и замечательная встреча - спасибо всем огромное за продуктивное и творческое общение!
Отдельное спасибо Поле
Poli и Ане
Lithium за то, что поделились профессиональными советами, и Оле
chuma за видеосъемку! Жалко, что карты памяти хватило только на первую часть встречи, а очень важное обсуждение практических ситуаций на видео не попало
Думаю, повторим такую встречу осенью
А летом еще встретимся
- под руководством
Poli, чтобы проиграть сложные ситуации в ролевых играх
- возможно, обсудим оставшиеся темы и новые ситуации, например, как знакомиться с детьми первый раз в домике, как вести себя с агрессивными детьми - Аня Lithium
- встреча на тему "Как организовать МК" - со мной и, надеюсь, Alleluuka и другими )
Что мы делали?
1. Аня Lithium провела игру на знакомство (как кому нравится, чтобы его называли). Я опоздала, прошу прощения
2. Озвучили правила встречи и план
3. Аня и Поля провели групповое обсуждение
возрастных особенностей - это важно знать, поскольку это основа построения общения с детьми
- 3-7 лет (младшие) - игровая деятельность, взрослый - авторитет, часто меняем деятельность
- 7-12 лет (средние) - учебно-коммуникативная деятельность, многое умеют сами - самые разнообразные занятия
- 12-18 лет (старшие) - авторитет взрослого ставится под критику, всячески проверяется, разделение интересов у мальчиков и девочек
Обсуждали особенности, плюсы в работе с этими возрастами, подводные камни, советы волонтеру - у каждой группы получилась табличка. Дополняли остальные участники и наши психологи
4. Рассказали об основах общения с детьми: уважение, уверенность, контроль = уважаем личность ребенка любого возраста, держимся уверенно, контролируем ситуацию, не пускаем общение с детьми на самотек. Дети все видят и все запоминают
Перечислили несколько приемов:
- уважаем ребенка, говорим: спасибо, пожалуйста, прости и т.п.
- привлечь внимание - "кто меня слышит, хлопните ... раз", говорить тише-громче, медленней-быстрее
- давать четкие, доступные и короткие инструкции к занятию, МК, игре и проч.
- стараться избавиться в речи от "НЕ":
вместо "не хватай все подряд" - "вот твой реквизит, можешь его посмотреть и потрогать; когда дойдет очередь до тебя, я дам тебе ножницы" или "кто готов, поднимите руки вверх/держите ладошки на столе"
вместо "не бегай" - "остановись, подойди ко мне вот сюда, пожалуйста, иди шагом"
вместо "не кричи" - "пожалуйста, говори тише" и т.п.
- не допускать "дырок" между занятиями, постоянно сменять деятельность - с младшими примерно 15-20 минут, со старшими можно дольше
- давать детям понять, что даже катание на спине четко контролируется вами - "поиграли, хорошо-а теперь закончили, занимаемся другим"
- в неприятных ситуациях (ребенок "липнет", ябедничает на другого, дерется, отвлекает от занятия, плачет и т.п.) - переключить внимание, отвлечь
- если просят что-то дать (телефон, фотик, подарок) - либо объясняем серьезно и правду, почему нет, либо говорим "Нет. У меня такие правила". Всё )
- требуем ТОЛЬКО то, о чем сказали, или чему научили: нельзя заставлять отжиматься за мат, если предварительно не предупредили об этом наказании
- оцениваем ни в коем случае не личность ребенка, а только ситуацию: "ты плохой художник" - "думаю, вот эти линии нужно подправить, а вообще, рисунок гораздо лучше, чем ты нарисовал в прошлый раз"
- сравниваем ребенка только с ним самим, а не с другими детьми
- если один дезорганизатор мешает общей работе, берем за руку, держим рядом с собой, поручаем "супер важное" задание - точить карандаши или считать правильные ответы игроков, например
Возможно, что-то еще, что я забыла
5. Обсуждали в парах, а потом все вместе реальные ситуации:
- старшеклассники флиртуют со мной
Привлекают внимание, идентифицируют себя: мальчик-девочка, привлекателен-нет.
Если сомневаешься, на самом ли деле, флиртуют, спроси другого волонтера. Если да, то на очередное приставание уверенно и улыбаясь говорим "Ну и что это значит?". Подросток или смущается и перестает или формулирует словами свою симпатию, и тогда прямо объясняем, почему нет: вы готовы строить отношения только с совершеннолетними, так принято в обществе, это нормально. Если есть муж или жена - вообще удобно, просто говорим правду ))
- ребенок рассказывает мне о своей семейной трагедии
Применить активное слушание (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EA%F2% ... 0%ED%E8%E5), по возможности не комментировать и уж точно не осуждать родителей, ребенка и других лиц, участвующих в рассказе.
Включить сопереживание ребенку, найти, за что похвалить его (как ты любишь свою маму! как стойко ты переносишь случившееся!)
Всё
- дети постоянно спрашивают про мою татуировку
Лучший вариант - закрывать татуировку на время пребывания в ДД. Не видно татуировки - нет вопросов.
Если же вы хотите, чтобы татуировку было видно, то лучше уточнить через куратора с администрацией их отношение, а также, как волонтер может объяснять детям.
Если куратор и (или) администрация не против, то будьте готовы повторять постоянно одно и то же: татуировка была сделана осознанно и в совершеннолетнем возрасте, когда у меня появилась возможность оплатить ее в специализированном тату-салоне, где делают тату качественно и не занесут инфекцию. Я понимаю, и хочу, чтобы знали вы, что татуировка - это надолго, возможно, на всю жизнь, и удаляется она выжиганием (или как это называется?), после чего остаются шрамы (и это тоже не бесплатно и больно, как нанесение самой татуировки).
Объяснять смысл и историю создания тату необязательно, если вы не хотите этого, но давайте себе отчет в том, что дети могут настороженно отнестись к такому скрытному волонтеру.
- я застал детей курящими
- ОБЯЗАТЕЛЬНО показать свое негативное отношение к курению. Не к детям (!), а к курению. Молчать нельзя. Можно сказать:
- обезличенную шутку-подкол - "фу, я как-то проходил мимо бомжей на вокзале, воняло так же" (не "дети, вы воняете, как бомжи", они сами додумают причинно-следственные связи)
- мимоходную фразу (не смотря в глаза, и как бы не детям адресованную) - "Эх, вот один мой друг (имя придумать) тоже курил, а потом чего-то часть легких у него пришлось вырезать.." Если владеете терминами, "пугайте" терминами
- напомнить, что тут ходят и другие люди, и у кого-то может быть аллергия или непереносимость табачного дыма
В общем, обязательно спокойно выразить негативное отношение, но не читать лекцию - не успеете закончить, дети сбегут ))
Дети, конечно, не бросят резко курить - это и не может быть нашей целью, учитывая, что с детьми мы проводим всего около 40 часов в год. Но запомнят, это точно
Что еще было? Помогайте
PS
An'ka, ChistoeNebo, волонтёрочки, я где-то пропустила инфо, что вы не приедете?