Лёша, спасибо огромное за возможность получить ответы у психолога ПНИ в выходной день! Встреча была очень полезной! А всем, кто ездит к Полотняшкам, я бы вообще настоятельно рекомендовала посетить такую встречу (психолог Анна обещала отвечать на наши вопросы по субботам
)
PS Телефон Анны могу прислать в ЛС (разрешение Анны есть). Она очень простая в общении и любящая детей, и уже много лет работает в ПНИ, поэтому может дать совет, исходя из богатой практики. Если бы она не курила, была бы просто моим идеалом психолога!
Ниже не стенограмма, конечно, но хоть что-то ))
1. В начале занятия гиперактивным детям можно подарить большую мягкую игрушку ос словами: "Это игрушка-медведь, мы вам его дарим. Вы можете делать с ним, что хотите: кусать, рвать, царапать.." Дети выплеснут свою агрессию на игрушку, и после этого можно будет спокойно проводить МК
PS Я забыла, спрашивали ли мы, когда и как заканчивать кусание игрушки и переходить к МК?
PPS Мы уточняли, это упражнение не провоцирует агрессию в реальной жизни
2. Каждую встречу нужно начинать с вводной: "Привет! Меня зовут Юля, а это Маша. Сегодня мы будем делать вот что: ... Вот эту сумку трогать нельзя, это правило. и т.д."
3. Детей с разными способностями, в идеале, нужно делить на тех, кто может и не может
4. МК
- перебирать крупу в банках
- рисовать одновременно обеими руками одинаковые фигуры в разные стороны (мелом на доске или на ватмане)
- скороговорки (можно с лесными орехами, только обязательно дать инструкцию: "Кладем три ореха в рот, ни в коем случае не глотаем, повторяй за мной слова скороговорки: ... Теперь быстрее: ..."
5. В конце занятия
всех спросить: "Что понравилось? Что будем в следующий раз делать?"
6. Даже если просто рисуем, то обязательно
говорить с ребенком.
- черный цвет = просто плохое настроение. Готовый черный рисунок можно, чтобы ребенок порвал
- синий цвет = опасное общее состояние ребенка
7. Если ребенок
жалуется, обязательно послушать. Правды из жалоб, как правило, максимум 10%, но все равно слушаем ))
8. Если ребенок при этом явно
врет, все равно послушать, а потом спросить: "А ты половину
придумал или всё?
" Слово "врать" стараемся не употреблять.
Можно завести разговор о "врушках"
- для чего используем вранье
- кто что врал?
Дети сами все расскажут )) Это будет поводом поговорить, общением, заставит работать мысленный процесс детей, что является основной задачей
Пример темы бесед за МК:
- о прическах (можно с мальчиками о прическах девочек, плюс "как мы моем голову?" и т.п.)
9. 3-е отделение ПНИ №20 - сохранные пациенты (олигофрены, шизофреники, педагогически запущенные)
Некоторые из них работают в интернатах санитарами и проч.
10. 5-ое отделение ПНИ №20 - "овощи", лежачие. Занятия с ними:
- просто давать держать в руках колечки, кубики с рисунками, шарики
- спросить "красное?", если есть реакция - СУПЕР!!
- занятия как с грудничками: просто сидеть рядом, быть свидетелем их жизни
11. ДЕТЕЙ НУЖНО ЛЮБИТЬ ГРУППОЙ, А НЕ ПО-ОДНОМУ
Это к правилу КВ о запрете привязывать детей к себе.
Если ребенок "держит" волонтера, не давая работать с группой - не выделять! стараться аккуратно отстраниться
12. Особенности диагнозов
- детей-олигофренов можно узнать по мокрому подбородку, "любят плеваться", это для них норма
- дауны - на вид безобидные, но внутри агрессивные и любят манипулировать. с ними можно проводить детсадовскую программу, читать стихи, делать аппликации
- ДЦП - хорошо идет чтение книг
13. Обнимашки - это хорошо!
Но если ребенок переходит рамки дозволенного (шлепает волонтера по попе, целует в шею, плечи и т.п.), то обозначаем СТОП: жестами руками, словом "нет", и далее обязательно даем инструкцию: "Так не обнимаются. Здороваются вот так:
- с мужчинами вот так - за руку
- с другом вот так - обнять по-дружески
и т.п. Рассказать, в каком случае, какие обнимашки подходят.
14. Если смотрят ТВ, не выключать, а сесть рядом и спросить "Ой, а что показывают? А что там было?". Главная задача - разговорить
15. НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТ ДЕТЕЙ! РАБОТА БЫВАЕТ НЕБЛАГОДАРНА!
Про это надо просто знать. Если волонтеру не по силам это принять - идем к детям, от которых есть отдача. Это нормально.
16. Эмоциональное чтение = чтение с выражением, можно пропуская страницы, додумывая, говоря оценочные комментарии героям и ситуациям в книге
- перед чтением: "Сегодня будем читать ... Все будут слушать? - Дааа!" Если кто-то скажет нет, то "Ну ладно, все хотят послушать, значит, будем слушать эту книгу, а в следующий раз подстроимся под тебя". Ребенок, скорее всего, в следующий раз об этом просто забудет )
17. Похвала, если поделка получилась некрасивой: "Как ты сегодня
старался"!
18. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕГОВОРЯЩИЙ
- если может писать, пусть пишет в блокноте. Как научить: пишешь "Юля", показываешь на себя, даешь ручку и блокнот ребенку, прося сделать то же самое
- если не пишет, но может рисовать - пусть рисует в блокноте то, что хочет сказать
- можно позвать "переводчика" (ребенка или взрослого, которые понимают ребенка)
- узнать, что хочет сказать, наводящими вопросами
19. Если ребенок привязался или влюбился, то
-"ну давай, зови друзей!" - и вы уже будете не один на один, а в группе, будет рассеянное внимание
- переключить его внимание на другого волонтера
20. Если ребенок не идет на общение, то "Не хочешь общаться? Ну ладно, тогда я пойду к Маше, и мы с ней поговорим - о тебе!
" Улыбнется, задумается, о чем будете говорить, а в следующий раз, может быть, пойдет на общение